Все материалы на сайте носят информационный характер.
Необходима консультация специалиста.
Отправить проблему

Как воспитать личность в ребенке: кнутом или пряником

Сложно однозначно ответить на все вопросы о воспитании ребенка. Два малыша при равноценном воспитании вырастут совершенно разными людьми. Что на это влияет: Во-первых, окружение ребенка, его маленький мир, во-вторых, его характер и отношение к другим детям в семье, в-третьих, его друзья и компания. Эти факторы очень важны при учете воспитания ребенка. Потому нельзя в какой-либо ситуации просто решить, что настало время ремня и поставить ребенка в угол. Иногда необходимо поговорить с ребенком.Как вы понимаете, все советы – стандартизированы, но каждый ребенок при этом уникален. Потому, если на одного будут действовать только угрозы и жесткое воспитание, то для другого это будет жестоким обращение, которое необходимо заменять уговорами, дружбой и беседами по сто раз на дню, как это ни удручает.

 

Воспитание ребенка «кнутом».

Если рассматривать «правильное» воспитание, как порицание ребенка за плохие поступки, выставление в угол, хватание за ремень и шлепки по попе, — здесь можно найти много недостатков. Подумайте сами, что станет с взрослым человеком, если его постоянно за что-то ругать и всегда быть недовольным его поступками? Психика не выдерживает такого давления, и «остаются в живых» только самые сильные. Представьте теперь, что произойдет под таким давлением с ребенком, который жаждет тепла и ласки от родителей, похвалы и улыбок? Такие дети вырастают неуравновешенными, часто срываются, психуют. Это нормальный результат жесткого воспитания со стороны родителей. Многие вовсе отрицают возможности наличия такого «кнута» в воспитании детей. С этим стоит поспорить, взять в пример воспитание нас самих. Многие говорят такие вещи: «Нас пороли в детстве, и мы выросли хорошими людьми!», делая из этого вывод, что и своих детей за проступки будут пороть. Но вспомните свое детство: наверняка у вас был друг или знакомый ребенок, который вырос совершенно неадекватным человеком, хотя его тоже пороли родители за шалости. О чем это говорит? Лишь о том, научится ребенок бояться вас или нет. Не всегда на ребенка действует «кнут» в воспитании, порой дети желают показать свою независимость и делают что-то похлеще прежнего, тогда родители с ужасом хватаются за ремень покрепче, а к этому вдобавок за голову и сердце.

Воспитание ребенка «пряником».

Второй вариант воспитания ребенка: постоянно поощрение. Этот способ воспитания более приемлемый на сегодняшний день, потому все чаще мы удивляемся поведению современных подростков, хотя по сути, это наша вина. Если постоянно просить ребенка, упрашивать или умолять сделать что-то или прекратить это «что-то» делать, то ничего хорошего не выйдет. Конечно, найдется ребенок, который при «пряничном» воспитании вырастет положительным, добрым и прогрессивным, но в большинстве случаев мы встретим несамостоятельных, зависимых, грубых и непонимающих детей. В чем дело? Все в том же: нельзя делать все «слишком». Ребенку нужна ласка и заботу – это бесспорно, но нужно знать меру. Наверняка вы знаете много детей, от которых у вас болит голова, потому что они постоянно бегают перед вами, кричат во все горло, стараются вскарабкаться вам на голову и все потому, что родители не могут сказать ребенку, что этого делать нельзя так, чтобы он понял это. Часто у родителей приверженцев такого типа воспитания дети вырастают эгоистами, ведь они привыкают к тому, что:

1. они «самые лучшие, красивые и умные»,

2. все и всегда делается для них и ради них,

3. не будет никакого наказания за то, что им запрещено делать,

4. любые капризы для них исполняются, сколько бы это ни стоило.

Чаще всего от такого воспитания в будущем страдают девочки, которые вырастая, понимают, что есть более красивые, более востребованные и менее требовательные, которые нравятся мужчинам больше. Кому же вы наносите вред после этого?

Воспитание ребенка «кнутом И пряником».

В реальной же жизни выбирать не приходится. Ребенка необходимо воспитывать и кнутом, и пряником. Однако важно правильно совмещать такие методы воспитания. Если вы хвалите ребенка за то, как он рисует, нельзя ругать за то, что он слишком много это делает. Вспомните: когда-то вы просили нарисовать ребенка еще один рисунок, и еще один, и еще… Часто родители ставят ребенка в противоречивую ситуацию: изначально поощряют за какие-то действия, а потом за них же и отчитывают. А теперь вспомните, как воспитывали вас. Помимо того, что всех иногда ставили в угол, шлепали пару раз ремнем и громко отчитывали при посторонних, вас иногда баловали, старались купить желанную игрушку, сладость и пр., обнимали и заботились при всех вокруг. Так же и вам необходимо:

1. вовремя показать ребенку, что он делает неправильно (сначала только словами и интонацией!),

2. если это не помогает можно и предупредить ребенка о последствиях (например, лишить просмотра мультфильма, но не сказать, что лишите, а потом дать его посмотреть, а действительно лишить этого!),

3. при необходимости прибегнуть к показательному воспитания (никогда не бейте ребенка: слегка шлепнуть, чтобы ему было стыдно за свое поведение и ударить – разные вещи!).

И знайте: если ребенок исправился, поощрите его дома: дайте конфетку, к примеру, и скажите, что он ее заслужил за хорошее поведение, что вовремя исправился. Ребенок должен понимать, за что его могут поругать, а за что не могут не похвалить. Не путайте выражения: жёсткое и жестокое воспитание.